Старые сказания весьма интересны для любителя старины: они служат истолкованием и дополнением, как я говорил, древних песен, и вместе с песнями составляют единственные, бесценные материалы для предъисторической эпохи народа, а названия мест событий и древнее оружие, хранящиеся и поныне в известных семействах, свидетельствуют, что в старых сказаниях заключается много истины.
При всем том, содержание древних песен имеет очевидные и основательные преимущества перед содержанием старых сказаний.
Песни Черкесов сложены стихами тоническими, т. е. созвучие предыдущей рифмы с последующею составляет в них искусство словосложения, а потому песни не сказывают, а поют, и они удерживаются в народе в тех размерах и в тех именно словах, как сложены в начале; следовательно, истины, в них заключающиеся, касательно событий, не столько подвержены изменениям ни времени и произвола потомков, как старые сказания, которые, не отличаясь ни словосложением, ни размером периодов, рассказываются не одними и теми же словами. Потому, хотя предмет один и тот же, но передается с бесчисленными оттенками изменений, прибавками и выпусками, смотря по способности рассказчика и его прихотям; следовательно, истина отдана тут на произвол случайностей. При всем том старые сказания вообще весьма любопытны: сколько в них героических анекдотов, открывающих нам любопытную сторону честолюбия древних Черкесов, и других обстоятельств, бывших, так сказать, причиною образа их мыслей! Для доказательства, мы могли бы привести здесь множество примеров, но предоставляя себе когда-нибудь пространнее поговорить о сих предметах, ограничимся немногими замечаниями. Вот одно из старых преданий:
Дворянин Каит отличался храбростью и наездничеством, но был горд: кровь жанинская текла в его жилах. Однажды, возвратясь из наезда, он посетил красавицу, и та, с улыбкою встречая наездника, сказала ему: «неужели, Каит, и ты подобно таким-то (тут она назвала знаменитых по преданиям двух князей) питаешься только походною пищею?» С наступлением ночи Каит отправился к знаменитым князьям, желая доказать красавице, что он не хочет уступить в превосходстве, в отваге и в перенесении трудов ни одному наезднику в мире. Прославленные князья скрывались в доме преданного им человека, когда Каит прибыл к ним, преодолев все трудности переезда обширного и опасного пространства. Две злые дворовые собаки уцепились за ноги Каита, когда он пошел в гостиный дом, но, не обращая на них никакого внимания, Каит продолжал идти окровавленными ногами. Дочь хозяина сказала о странном госте. Князья-наездники удивились хладнокровию приезжего, и желали немедленно его видеть; с того дня Каит был неразлучным товарищем и другом во всех опасностях знаменитых князей. Наконец, при жестоком преследовании врагов, оба князя братья были убиты. Каит был с ними, отчаянно сражался, а когда они пали, тела их защищал с такою отважностью и таким мужеством, что удивленные неприятели просили, из уважения к его необычайной храбрости и известности, чтоб он удалился, как ипоплеменник, безопасно на свою родину. Каит и слышать не хотел о пощаде жизни — он пал защищая тела убитых друзей своих. В песне, которая носит имя Каита, певец влагает в уста неустрашимого наездника слова, достойные отваги Спартанцев. Истекающие кровью друзья Каита, уговаривают его оставить их и удалиться пока есть еще возможность. Каит принимает их требование за оскорбление себя, и вот смысл его возражения: «Многочисленное Жанинское Поколение! я для вас все покинул, и с вами делил походную пищу; теперь, когда вы гибнете — я разделю жизнь свою!» Пересказываю смысл: слово в слово песня не переводима, по крайней мере — для меня.
ЧЕРКЕССКИЕ ПРЕДАНИЯ
Султан Хан-Гирей