Песни, называемый Тльбепшенатль (песня многих мужей), чрезвычайно любопытны и важны в историческом отношении: в них воспеваются происшествия, исключительно военные, в коих участвовали целые племена.
Если б в сих песнях означались годы событий, то они послужили бы такими историческими материалами, какими немногие народы могут гордиться в отношении так называемой предъисторической эпохи.
Сего рода песни, говоря вообще, по образу сложения сходны между собою, но различаются по частным названиям и напевам: одни из них известны под именем главнейших лиц, бывших виновниками событий; таковы, например, знаменитые песни Солох, Карбечь, Канболет и проч. Другие носят названия мест и времени битв, например, песни Ккурее, Кешьтейво, Бзиеккозеогор и проч. Напевы сих песен различны, как мы уже заметили, однако ж все они, более или менее, протяжны. Несмотря на различия, все их должно причислять к одному разряду песен, которые мы назовем здесь историческими. В таких песнях нередко сначала воспевают относительное положение племен и обстоятельств.Так, например, песня Карбечь начинается тем, что молодые князья и дворяне, не слушая совета старшин, затеяли войну, и проч., а из того наблюдатель видит причину войны, и с помощью преданий разгадает и остальное. Потом следуют подвиги лиц, принимавших участие в событии, начиная с важнейших. — Тут нельзя не заметить с каким уважением певец выражает подвиги гостей, иноплеменников, случайно участвовавших в сражении. А какая сила и красота выражений в сих песнях! Читая знаменитую песню о Полку Игоря, и зная многие отрывки лучших древних песен Черкесов, я не знаю кому более удивляться, Славянину или черкесским певцам?
Признаюсь, в произведениях черкесских нахожу более поэзии, более силы, и если бы я мог передать на русский язык их поэзию, их силу, то осмелился бы утверждать за последними превосходство во всех отношениях.В песне Солох весьма замечательно одно обстоятельство. Солох, прославленный старец (по моим соображениям, он, кажется, жил в царствование Бориса Годунова), кончил жизнь от падения с лошади, но уважение к нему современников и его слава в губительных, кровавых междоусобиях не позволили певцу сказать, что герой умер от падения с лошади; между тем слишком явную истину его смерти нельзя было скрыть, и потому так выразился, что вы сначала подумаете, будто герой пал в пылу битвы, но после минутного соображения выражений песни, истина обнажается сама собою перед вашими глазами.
В песне Карбеч есть одно место, которого нельзя слушать без соболезнования: описание продолжительных страданий Карбеча, умершего от раны, и скорбь его сестры и жены по его кончине. Певец говорит: «Свинцовая пуля упорно борется с ледвяною костью (рана была выше колена), и нет надежды к спасению раненого», и проч. Далее, трогательно оплакивая смерть знатного молодого дворянина, певец говорит: «Он из дома (такого-то) выпал, как золотое стропило!» — Для лучшего уразумения силы сравнения надобно объяснить, что здесь слово стропило, принимается в смысле поддержки, а убитый воин был последний в своем роде. Вообще сравнения в древних песнях черкесских прекрасны и сильны, и как разительно высказывается в них простая природа!
ЧЕРКЕССКИЕ ПРЕДАНИЯ
Султан Хан-Гирей