В связи с изначальным намерением депортировать часть населения Черкесии в Османскую империю в 1857 г. был поднят вопрос о снятии негласных ограничений, введенных в 1829 и 1852 гг. на временный выезд населения Кавказа для паломничества к святыням ислама. Другой формы выезда, кроме временного, в Российской империи того времени не предусматривалось.
Заявление о смене подданства каралось поражением всех прав и высылкой в Сибирь на поселение. Барятинский распорядился «не препятствовать горцам отправляться в Турцию, но только в виде временного отпуска» «для паломничества». Как отмечал сам главнокомандующий, это условие позволяло не дать «доказательств к тому, что русское правительство согласно на переселение кавказских мусульман и на принятие ими турецкого подданства». С другой стороны, он подчеркивал, что облачение потока депортируемых в паломнические одежды позволяло российскому правительству избегать формальных обвинений в изгнании коренного населения из захваченных земель. В составленных «для увольнения за границу покорных горцев» правилах предписывалось поначалу отправлять одновременно 10 семейств, потом это число возросло до 40. Переселение шло согласно Уставу о паспортах Свода законов Российской империи (7 пункт 477 статьи). Так называемые отпускные билеты «паломникам» выдавались на год, потом - на полгода. Формально в течение этого времени «они считались русскими подданными и при желании могли вернуться на родину» . Однако известно, что негласно со всех отъезжавших в Османскую империю «богомольцев» брались подписки «никогда не возвращаться на родину». В то же время в Турции «власти еще до окончания срока действия паспорта отбирали его и объявляли паломника мухаджиром, отсюда - массовый характер невозвращения из хаджа»...Депортация черкесов в Османскую империю
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
Подписаться