На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Строительство Кубанской укрепленной линии | Адыги.RU | Яндекс Дзен

Строительство Кубанской укрепленной линии | Адыги.RU | Яндекс Дзен





В 1777-1778 гг. ген. А.В. Суворов, командовавший Кубанским корпусом, призван был укрепить южно-русскую границу против набегов горцев. С этой целью он решил построить военные укрепления по правому берегу Кубани и далее на восток до Ставропольской крепости. Генерал наметил главные и второстепенные посты так, чтобы русские войска надежно сдерживали прорывы горцев в степную сторону Прикубанья.

Он намечал также возвести новые укрепления и по левой "турецкой" стороне Кубани, что, по мнению полководца, должно было бы "сдерживать их (черкесов) порыв к набегам". Так, в рапорте П.А. Румянцеву от 23 января 1778 г. А.В. Суворов предлагал: "А к лучшему этих ветреных народов (черкесов, абазинцев) обузданию, полагаю я надобным, на собственном их грунте построить хороший шанец по ту сторону Кубани". Однако во избежание трений с Турцией, правительство не разрешило строительство укреплений в Закубанье.




За короткий срок Суворов укрепил пограничную линию от Тамани до верховьев р. Кубани и далее до старой Терско-Моздокской линии; в общей сложности было построено 10 крепостей и 26 редутов и фельдшанцев. В частности, были сооружены следующие крепости: Таманская на Таманском полуострове, Александровская — теперь г.Усть-Лабинск, Павловская — ныне ст. Кавказская и т.д. В архивных источниках сохранилось "Описание, сколько на Кубани сделано укреплений", подготовленное не без участия А.В. Суворова. Согласно этому "Описанию", на Кубани в то время были следующие укрепления: Поскольку эти укрепления, в нарушение Кючук-Кайнарджийского договора, строились на территории чужого государства — Крымского ханства, это привело к обострению русско-турецких отношений. Одновременно строительство царских укреплений на правом берегу Кубани вызвало возмущение и адыгов, справедливо усмотревших в этом акт агрессии.


использовать пашни и пастбища степного правобережья. Кроме того, не следует забывать, что еще в конце XV в. территория между Азовом и Кубанью являлась составной частью Черкесии, и лишь в XVI в. попала под контроль кочевников. Сохранился примечательный факт, что в сентябре 1778 г. Хаджи-Гирей-султан, желая наказать своего соседа и недруга Дулак-султана, попросил командира Кубанского корпуса ген. В.В. Райзера помочь ему войсками. Союзники переправились через Кубань и атаковали у правого берега Лабы ногайские аулы Дулак-султана. Когда озлобленный Дулак-султан стал громить союзников, Хаджи-Гирей сбежал. Лишь пушечная картечь спасла русский отряд Гин-целя от неминуемого поражения. Суворов был этим очень недоволен и писал ген. Райзеру в марте следующего года: "Стыд императорского оружия, не грозных неприятелей, но малолюдных заречных разбойников Ваше превосходительство давно унять могли бы". Под натиском Суворова адыги-жанеевцы оставили в 1778 г. свои земли по правому берегу р. Кубани. Можно было ожидать, что царизм не остановится на правобережье Кубани и вслед за ногайской землей и адыгская территория может явиться объектом его притязаний; поэтому черкесы неоднократно нападали на суворовские военные укрепления, стремясь их разрушить. Позже по договору с Турцией русские войска были выведены с Правобережной Кубани, а суворовские укрепления уничтожены.




Много лет спустя А.В. Суворов вспоминал: "Я рыл Кубань от Черного моря в смежность Каспийского под небесной кровлею, преуспел в один Великий пост утвердить связь множественных крепостей, среди непостоянной погоды и несказанных трудов", и с горечью заключил: "И за то — ни одного доброго слова".





Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх