Взаимопомощь по уборке проса, хотя и была тяжелой работой, содержала много игрового, развлекательного. В ней больтное участие принимали и подростки, помогая взрослым. Они учились делать снопы, относили их к гуимэ (арбам), которыми вывозился сжатый хлеб. Посильную работу они делали и во время других видов взаимопомощи, что способствовало трудовому воспитанию и преемственности отличного хабзэ.
Помимо всего, взаимопомощь была местом моления (тхьэлъэ1уп1э), средством объединения общих усилий, солидарности, проявления адыгагъэ и т. д. Конечно, в наше время нелегко возродить все прежние традиции. И тем не менее в современной взаимопомощи главенствующее место заняло, кажется, то же пресловутое увлечение горячительным. Работают от души, по-адыгски. Но если их ие напоили до умопомрачения, значит, хозяин - скряга, и не стоило ему помогать. А вопрос: “А что за это будет?”, намекающий на проклятую водку, когда людей зовут на взаимопомощь, никого не удивляет. Водка и здесь стала символом “благодарности” за бескорыстный труд...Взаимопомощь по уборке проса, хотя и была тяжелой работой
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
Подписаться