На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Целью Магомет-Амина на Кавказе

Целью Магомет-Амина на КавказеАбадзехи обратились к Шамилю с просьбой прислать нового наиба. Из окружения имама только Магомет-Амин выразил желание отправиться к абадзехам. По отзыву самого Шамиля, Магомет-Амин был очень храбрым, набожным и преданным ему человеком.

В конце 1848 г. Магомет-Амин прибыл в Черкесию. События этого периода сохранились в исторической памяти адыгов. По преданию, гостя наибом назвали сами абадзехи. Основной целью прибывшего было приобщение адыгов-абадзехов к мусульманской религии, что нашло положительную оценку в адыгской среде. По мнению адыгов, у него отсутствовали какие-либо “преступные” намерения.

В январе 1849 г. состоялось собрание, на котором выступил наиб. Он обратился к населению с призывом строго соблюдать нормы ислама. Для этого необходимо было следовать требованиям шариата и активно участвовать в джихаде.

Целью Магомет-Амина было установление у адыгов государственного устройства, создание регулярной армии, артиллерии, сбор налогов, из которых должны были выплачивать служащим жалование, оплачивать лечение раненым и содержать семьи погибших.

Не подчинявшиеся требованиям подвергались штрафам, конфискации имущества, заключались в тюрьму. По подобным вынесенным решениям было наказано немало людей, в частности, расстреляно, утоплено в воде, приговорено к порке.

Действия наиба встретили открытый протест у части населения. Группой заговорщиков было решено физически расправиться с наибом. Но покушение было предотвращено. По общественному мнению, те, кто враждебно относился к наибу, принимал в штыки все его начинания и преобразования, “в своем большинстве составляли воров, преступников и разных бездельников. Этим людям очень не нравилось, как наиб решительно привлекал к ответственности, к шариатскому суду подобных им людей, и этот суд воздавал им должное. И каждый такой боялся, как бы не попасть за свои противоправные поступки под шариатский суд, учрежденный наибом”.

Большинством населения деятельность Магомет-Амина оценивалась позитивно. Наиб продолжил преобразования. Совершив продолжительную поездку по Черкесии, он определил границы Абадзехии. Начиная от реки Псишур до горы Дагуар он пересчитал численность абадзехских семей. Их было 12 тысяч. На каждую тысячу семей велел образовать округ. Они были расположены на следующих местах: вдоль рек Псишур, Фарс, Шхагуаше (Белая), Курджипс, Пчихе, Тхохо, Фабгу, Щежы, Пшиш, Псекупс, Хидижи. В каждом округе была построена тюрьма. Каждый округ имел одного кади (судья ), десять эфенди (служитель религии), десять мортазыкав (служилых людей ).

Весной 1849 г. наиб приступил к покорению других племен. В результате его действий присягу Магомет-Амину дали махошевцы, егерухаевцы, темиргоевцы. Сопротивление его политике оказали бжедуги и шапсуги, но при помощи сочетания дипломатических и военных мер в 1850 г. Магомет-Амин заставил их принять присягу.

По-видимому, желанию укрепить свои позиции среди адыгской аристократии способствовала женитьба наиба в 1854 г. на дочери князя Шеретлука Болотокова. Но вскоре она умерла. В 1857 г. наиб женился второй раз на дочери Джамболета Болотокова. И та тоже умерла. В народе говорили, что наиб ненавидит князей, но любит княжон. Магомет-Амина также обвиняли и в корыстолюбии. Из штрафов он составил себе значительное состояние.
Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх