На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Прекращении борьбы абадзехов с Россией

20 ноября 1859 г., после переговоров в русском военном лагере при урочище Хамкеты с генерал-лейтенантом Филипсоном, наиб имама Шамиля Магомет-Амин объявляет о прекращении борьбы абадзехов. В своем рапорте начальник Лабинского округа генерал-майор Войницкий пишет: «…самый сильный и воинственный из народов Западной части Кавказа…народ Абадзехский принял торжественную присягу на верноподаничество Его Величеству Императору Всероссийскому, своему законному Государю».

Небезынтересным является и то, что все почетные старшины (тхьаматэ) абадзехского народа просили генерал-майора Войницкого о разрешении остаться среди них наибу Магомет-Амину как лицу, к которому они имели особенное уважение и доверие. Это объявление абадзехских депутатов удовлетворяет интересам как самого Магомет-Амина, так и российского военного начальства, потому что он активно содействовал устранению «всех недоразумений возникавших со стороны старшин этого народа». Вот как Магомет-Амин в своих воспоминаниях говорит о том времени: «Положение наше было таково, что не имея ни от кого помощи нам надо было войти в мирные переговоры с русскими, о чем я и думал, но как я был послан сюда Шейхом Шамилем, а он был еще в войне с русскими, то я постыдился начать мирные переговоры прежде его, дабы мне не быть изменником – и так мы воевали еще три года…Затем Шамиль писал письма из Калуги, советуя нам помириться, потому что это необходимо, и я немедленно объявил о мире». Кроме этого, с целью устранения негативных религиозных настроений в абадзехском обществе Магомет-Амин, как основное духовное лицо объяснил народу, что «закон Магомета не воспрещает мусульманину быть подданным христианского государя». Таким образом, от имени всего абадзехского народа «дворян, свободных простолюдинов и крепостных людей» абадзехские старшины дают клятвенное обещание быть верными подданными российского императора, исполнять общие законы империи и повиноваться российскому начальству, назначенному управлять ими, не допускать никаких разбоев в пределах России, людей преступных у себя не укрывать, русских беглых людей возвращать ближайшему российскому начальству. И уже 21 ноября 1859 г. так называемые верхние абадзехи передают семерых выбранных генерал-лейтенантом Филипсоном аманатов, а для представления других семи назначенных аманатов от нижних абадзехов и общины Туапс, жившей на южном склоне Главного Кавказского хребта в вершинах р. Туапсе и считавших себя абадзехами, был назначен трех недельный срок.

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх