На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

В ночь на 22 марта наступает адыгский Новый год «ИлъэсыкIэ мэфэкI»

По адыгскому (черкесскому) календарю 21 марта, День весеннего равноденствия, является началом Нового года. В этот день солнце переходит из южного полушария в северное и во всех странах Земли день почти равен ночи. Издревле считалось, что именно с этого дня, 21 марта, когда свет и тьма разделяются поровну, начинаются обновления в природе: первый весенний гром, набухание почек на деревьях, буйное прорастание зелени, в растениях начинается движение соков, оживает земля.

Для народа, чья жизнь была тесно связано с землей, с природой это был важный, переломный момент. В древности в тот же вечер молодые парни и девушки собирались и ходили по дворам с факелами, от дома к дому, распевая обрядную песню, в которой разносилась хвала грядущему году, выражалась надежда на добрый урожай. Население приветствовало молодежь восторженно, одаривало её сладостями, добрыми пожеланиями в наступающем году. Люди в эту ночь не спали, бодрствовали. А к утру весь народ, распевая песни, толпами тянулся к «танцующему дереву» - «Чыгъудж». Святое дерево, могучий ствол которого едва ли могло охватить, взявшись за руки несколько человек, заранее украшалось разноцветными лоскутками, игрушками и, непременно, растянутой сырой шкурой разделанного домашнего животного. Все собравшиеся становились лицом на восток – к восходу солнца. Вперед выдвигался один из самых уважаемых старейшин аула, державший одной рукой «Хьалыжъу» (пирог с сыром), другой рукой – наполненный «Бахъсымэ» (хмельной напиток из проса) рог, а рядом по обе стороны стояли два подростка – мальчик и девочка. Ровно в полночь раздавались три удара о лемех плуга. К собравшимся людям выходили седобородый старец с девушкой в белых одеждах и факелом в руках. Все жители аула зажигали от него свои факелы и несли новый огонь к своим очагам. Все вытягивают руки в сторону солнца, а старейшина, глядя на восходящее солнце, произносит «хъохъу» (здравицу) в честь Нового года. Затем устраивалось джэгу с играми. После хъохъу люди рассаживались группами, выкладывали из своих сумок пищу, благословляя в тостах новый год, ели и пили бахъсымэ, после чего, взявшись за руки, исполняли круговой обрядный танец «Удж», пели новогоднюю песню. Молодые джигиты гарцевали на лошадях. Адыги в первую очередь возносили молитвы и хвалу Богу – Тхьа, у которого люди просят благополучия и богатого урожая в наступившем году, и обязательно разделывали именно черную курицу, черного барашка, черного бычка, которые как бы олицетворяли собой тьму и нечисть. По народному поверью, такое жертвоприношение символизировало победу светлых сил над темными и символизирует высокую урожайность и благодатность. Также в этот день молодежь уходила в весеннее поле и танцевала. Праздник в старину длился три дня и завершался обрядом первой борозды. 21 марта адыги в древности наряжали своеобразную елку: согласно рыцарскому кодексу адыгов (адыгэ хабзэ), в доме или во дворе украшали в Новый год дерево или ветку боярышника. Это растение считается у адыгов символом плодородия. Боярышник украшали ленточками, развешивали на нём бараньи шкуры - символ счастья и устанавливали свечи - символ тепла. В Новый год угощают каждого гостя, который стучится в дверь. Обязательными атрибутами новогоднего интерьера дома являются семь свечей и головка копченого сыра. Вокруг праздничного стола устанавливаются семь факелов. Издревле адыги считали, что чистая вода, особенно родниковая и дождевая, а также роса имеют целебные свойства. Поэтому рано утром после нового года вся семья шла к реке, чтобы искупаться в чистой свежей воде. Это считалось доброй приметой и залогом крепкого здоровья и счастья. И хотя вода в конце марта утром была ледяной, никто не болел...

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх