Известные фольклористы и этнографы, которые в разные времена обращались к исследованию символики, обрядовой схемы «Хъуромэ», З.М. Налоев, З.П. Кардангушев, С.Х. Мафедзев отмечают морфологию обрядовой системы «Хъуромэ». В этнографическом дискурсе обращает на себя внимание гипотетический подход З.М. На-лоева.
По его данным, «Хъуромэ» обнаруживает интегративную, а в некоторых аспектах и синкретическую сущность. Он рассматривает праздник как солярное обрядовое действие, совершаемое молодежью в день зимнего солнцеворота. Отмечая функциональную сущность «Хъуромэ» в рамках праздничной культуры черкесов, автор писал: «Хурома - адаптированное христианством языческое обрядовое действо». З.М. Налоев подчеркивает, что и обряд, и песня могут быть результатом влияния или заимствования русских колядок. На сегодняшний день не существует календарно выверенной периодичности празднования «Хъуромэ» и ключевая фраза исследователя о некой адаптивности обряда к христианскому празднику может оказаться точнойОбрядовые схемы «Хъуромэ» у черкесов
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
Подписаться