Упоминания о проникновении христианства на Северо-Западный Кавказ и в города Таманского и Крымского полуостровов относятся ещё к первым годам IV века. Так в Керчи был найден христианский надгробный памятник датированный 304 годом, а в 324 году на Никейском соборе присутствовал Боспорский епископ Кадм.
Согласно существовавшим уже в раннем средневековье преданиям, Зихия, Абазгия и аланские земли в верховьях Кубани являлись местом ссылки многих христиан Римской империи на рубеже III и IV веков. Они являлись одними из первых проповедников христианства на Северном Кавказе. Известно, что этим же занимались и специально посланные проповедники из Закавказья. В VI веке христианство утвердилось в соседней с адыгами Абазгии (Абхазия), где был построен византийцами храм. По словам грузинской летописи, 6-й вселенский собор (680-691гг.) включил адыгские земли в состав Мцхетского (грузинского) патриархата. На основании этого Н. Т. Михайлов считал, что “вполне возможно, что до учреждения Аланской епископии (в X веке)... Черкесия находилась... в некоторой зависимости по делам церкви от Грузии”. Наряду с этим на рубеже VII и VIII веков центром одной из христианских епархий Константинопольского патриархата был город Никопсия, находившийся в Зихии. В месте с Боспорской и Херсонской эта епархия называлась “зихской”. Тогда же существовала “Абазгская” епархия с центром в городе Севастополе (ныне Сухуми). В списке епархий, составленном в 787 году, Никопсийская и Севастопольская епархии названы “абазгскими”. Никопсией следует считать раннесредневековые развалины, сохранившиеся на Черноморском побережье у устья реки Нычепсыхо. В ту пору там жили адыги. На рубеже XIII-XIV веков зихский архиепископ был возведён в ранг митрополита...Были ли адыги христианами?
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
Подписаться