
Естественные преграды и удаленность друг от друга не могли уничтожить следы былой общности и память о принципиальном единстве этих групп. Отсюда сохранявшаяся на протяжении многих веков близость многих черт материальной и духовной культуры. Вспомним библейские сказания о Гомере (сыне Яфета), соединившем в одно целое народы Малой Азии и Кавказа. Они являются отражением общности или близости языков и культур в этом пространстве, включая сюда язык и культуру киммерийцев. На рубеже II—I тыс. до н.э. киммерийцы стали связующим звеном между населением Кавказа и Юго-Восточной Европы. Фактически это протомеотские племена, образовавшиеся в результате смешения с местным населением переселившихся на Северный Кавказ скотоводов и земледельцев Северного Причерноморья. По всем данным, причиной этого переселения явилось увеличение засушливости и уменьшение продуктивности южнорусских степей1.
Эвристическая значимость такой постановки вопроса как исходной очевидна. Во-первых, она согласуется с положениями антропологов о формировании понтийского типа на Западном и Центральном Кавказе во взаимодействии с индоевропейцами и группами племен Малой и Передней Азии. Во-вторых, становятся более понятными и очевидными главные причины и условия формирования сходных черт в языке, в материальной и духовной культуре жителей Передней Азии, Северного Кавказа и ЮгоВосточной Европы.
Сравнительный материал археологических культур свидетельствует о том, что преемственность этнического развития адыгов на Северном Кавказе сохранялась в течение последних 5-6 тыс. лет. В эпоху раннего бронзового века материальной базой объединительных процессов стали две культуры - майкопская и дольменная, а также занимающая промежуточное положение между ними новосвободненская, или майкопско-новосвободненская культура. В начале железного века на первый план выдвигаются традиции протомеотской и каменномостско-березовской (западно-кобанской) культур. В целом это последовательно и закономерно сменяющие и взаимно дополняющие друг друга процессы. Связанные причудливым образом не только временем, но и пространством, они позволяют представить, каким образом, когда и в каких районах Кавказа формировалась общность протоабхазо-адыгских и черкесских племен, специфическое содержание их взаимодействия с другими народами.