Джегуако - народные профессиональные специалисты в области ряда искусств, которые в своей видовой совокупности: музыка, пляска, песня, стихотворения, акробатика, эквилибристика, вентрология и т.д., - изначально понимались как средство воздействия на природу (чтобы вызвать изобилие хлеба, скота, дичи; исцелить больных, навести и от- вести порчу), на судьбу (чтобы добиться от нее счастья, благополучия, успеха в предприятиях).
Выражаясь современным языком это была магия - музыкальная, вербальная, знаковая, мимическая. Джегуаковская магия - искусство - проявлялась главным образом в трудовых, военных, обрядовых, праздничных сферах народной жизни. Оно сопровождало человека в течение всей его жизни, от рождения до похорон включительно. Очень важной была и вторая, развлекательная, функция искусства народных мастеров. Собирая толпы людей на сельских площадях, во дворе или кунацкой селянина, они пели для них песни, устраивали цирковые, кукольные, небольшие драматические и даже пространные хореографические представления, вовлекали своих зрителей в эти игры. Джегуаковские игры захватывали и старого и молодого, они вносили разнообразие и праздник в тяжелую монотонную жизнь крестьянина и ремесленника, отвлекали от трудных проблем, приносили радость и отдых. В связи с этим уместно вспомнить слова Ф. Энгельса о назначении немецкой народной книги, которая «призвана развлечь крестьянина, когда он, утомленный, возвращается вечером со своей тяжелой работы, позабавить его, оживить, заставить его позабыть свой тягостный труд, превратить его каменистое поле в благоухающий сад.. .». Джегуако были строгими блюстителями общественной нравственности и рыцарского кодекса «адыгэ хабзэ». В песнях, стихотворениях, остроумных репликах они прославляли доблесть и высмеивали пороки. Их похвалы добивались, их порицания боялись все - от князя до холопа. Девушки отвергали жениха, если он стал героем смеховой песни. По словам С. Урусбиева, один из джегуако так оценил свое влияние на людей: «Я одним словом своим из труса делаю храбреца, защитника свободы своего народа; вора превращаю в честного человека. На мои глаза не смеет показаться мошенник; я противник всего бесчестного, нехорошего». Как на замечательный пример высокого общественного сознания народных песнотворцев на эти слова ссылались акад. А.Н. Веселовский и великий писатель М. Горький. Каждая из этой триады джегуаковских функций служила народу и была необходима ему для жизни. Профессионализм джегуако по своим главным параметрам был подобен профессионализму ремесленников-кузнецов, плотников, гончаров, шорников: они перенимали у наставников традиционные приемы, обычаи и формы организации труда; свое ремесло окружали тайной, которую открывали даже не всем ученикам; им была свойственна определенная кастовость и свой образ жизни: странствуя группами, они обслуживали своим искусством разноязыкое население региона; ремесло джегуако являлось для них основным источником средств к существованию. Все это сообщало их ремеслу - искусству - значитель- ный консерватизм. Вместе с кузнецами, лекарями и даже наездниками у джегуако был общий покровитель - божество демиургов Тлепш (30 ноября 1974 г. 97-летний Шолох Алиевич Машкуашев рассказал автору этих строк: «Ляша Агноков говаривал: «Мой бог - Тлепш!» - дневники поле- вых записей), хорошо известный по нартскому эпосу. Институт джегуако исторически развивался под знаком секуляризации и превращения его ремесла в искусство. Пользуясь огромной популярностью в народе, джегуако оказывали большое гуманистическое влияние на все общество: прославляли защиту родины от врагов, но никогда - междоусобицу и набеги; воспевали борьбу против угнетателей, но никогда - деспотизм и право сильного; защищали право женщины выбирать себе мужа, но никогда - продажу дочерей, сестер за калым; высмеивали ханжество, но никогда - безнравственность; учили людей добру и справедливости, будили в народе мечту о свободе... Не стесненные социальными и политическими табу, они свободно несли и отстаивали перед аристократией и духовенством идеологию трудового крестьянства. На всенародных и семейных празднествах организовывали традиционную художественную программу и руководили ею. Джегуако составляют одну историческую типологию с древнегреческими аэдами, французскими жонглерами, немецкими шпильманами, испанскими хугларами, скандинавскими скальдами, русскими скоморохами, украинскими кобзарями, грузинскими мошаире, дагестанскими ашугами, тюркскими акынами и жирчи и т.д. Каждый этнос имел своих джегуако, которых, естественно, именовал собственными терминами; они бывали порождением собственной их народной культуры и составляли ту благодатную почву, на которой взрастали традиционная литература, музыка, театр и цирк...Джегуако и его положение в феодальном обществе.
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
Подписаться