Творчество Михаила Юрьевича Лермонтова отражает не только его великий поэтический талант, но и широкие горизонты интересов. Поэтому оно чрезвычайно пространственно и многогранно. Обилие тем затронутых в лермонтовских стихотворениях поражает воображение и вводит в недоумение по поводу истоков творческого вдохновения поэта.
Скорее всего, это был пророческий дар явно не укладывающийся в границы гениального таланта. На протяжении более чем столетия поэтическое наследие Михаила Юрьевича является объектом пристального внимания множества лермонтоведов, рассматривающих его в аспекте многочисленных вопросов из разных областей человеческого знания. Однако, в стороне от их внимания остался один очень интересный и немаловажный вопрос, на базе которого можно открыть новую рубрику в лермонтоведении – военное искусство кавказских горцев. Автор в ряде своих стихотворений – «Черкесы», «Кавказский пленник», «Каллы», «Измаил-бей», «Аул Бастунджи», «Хаджи Абрек», «Беглец», «Кинжал», «Дары Терека», «Казачья колыбельная песня», «Валерик», «Спор» – затронул большое количество вопросов связанных с военным искусством черкесов и чеченцев, каждому из которых необходимо посвятить отдельную статью. Перечисленные стихотворения наполнены ценной информацией, ячейки которой можно связать воедино, используя конструктивный подход. В итоге в общих контурах вырисовывается четкая и ясная картина, которая дает простые ответы на многие сложные вопросы. В данной статье внимание будет уделено только двум вопросам: 1) в чем заключалась сущность черкесского (адыгского) военного искусства? 2) какова главная причина поражения черкесов и других горцев в Кавказской войне?...Как Лермонтов описывал военное искусство черкесов?
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
Подписаться