На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

Общество убыхов: Не только воины. Торговля, рабство и устройство народа, который создал свою модель жизни у Черного моря

Когда говорят о народах Западного Кавказа в XIX веке, часто вспоминают о войне, набегах и сопротивлении. Убыхи, бесспорно, были грозными воинами. Но за этим романтизированным образом скрывалось сложное и зрелое общество с уникальной экономикой, торговыми связями и внутренними законами. Их социальный строй был не «дикостью», а альтернативной, устоявшейся моделью жизни, которую разрушила большая имперская политика.

Давайте отодвинем военную хронику и посмотрим, как на самом деле жили и богатели убыхи в своей горной стране.

Общественное устройство: Свобода, иерархия и община

Социальная структура убыхов была одновременно иерархичной и основанной на личной свободе и достоинстве. Она не была ни примитивной демократией, ни восточной деспотией.

  1. Социальные слои («сословия»):

    • Князья (пши, агмиста) – правящая аристократия, владевшая лучшими землями и имевшая политическую власть. Их статус был наследственным, но не абсолютным.

    • Дворяне (уорки, тлекотлеши) – основная военная и управленческая элита. Они были вассалами князей, но имели свои земли, скот и часто значительную независимость.

    • Свободные общинники (тфокотли) – основа общества. Это были полноправные граждане, владевшие оружием, участвовавшие в народных собраниях и обрабатывавшие свои земельные участки. Их права строго охранялись обычным правом (адатом).

    • Зависимые крестьяне и рабы (пшитли, унауты) – низшее сословие. Рабы (в основном захваченные в плен) часто использовались в домашнем хозяйстве и могли быть выкуплены или получить свободу.

  2. Важнейший принцип: «Хабзэ» (обычай, закон). Выше княжеской власти был неписаный, но незыблемый свод законов – адата. Он регулировал всё: от земельных споров и кровной мести до гостеприимства и поведения на собрании.

    Это право гарантировало свободному общиннику защиту его чести, очага и собственности. Князь не мог просто отнять землю у дворянина или общинника – это вызвало бы кровную месть и осуждение всего общества.

  3. Земельный вопрос: Частное, родовое, общее. Вопреки мнению некоторых царских офицеров, у убыхов существовала развитая система землевладения:

    • Частная собственность: Пашня, сад и усадьба, обработанные трудом семьи, считались её неотъемлемой собственностью и передавались по наследству. Англичанин Джеймс Белл записал слова убыхского дворянина Хасан-бея: он не отдал бы свой семейный участок в долине Сочи «и за две тысячи пиастров», так как семья владела им 150 лет.

    • Родовая собственность: Более обширные угодья могли принадлежать целому роду.

    • Общинная собственность: Пастбища, сенокосы и леса находились в общем пользовании жителей той или иной долины. Но пользоваться ими можно было по установленным правилам, а чтобы пасти скот на землях соседней общины, нужно было заключить договор аренды.

Экономика и торговля: Чем жил «богатый край»

Хозяйство убыхов было натуральным, но отнюдь не замкнутым. Они активно торговали, и их экономика была интегрирована в региональные и даже международные рынки.

Основные статьи экспорта:

  1. Сельскохозяйственная продукция: Кукуруза, просо, мед, воск, фрукты (сушеные и вяленые), вино (несмотря на ислам, традиция сохранялась).

  2. Скот и продукты животноводства: Кожи, шерсть, бурки (войлочные плащи), сыр («вожак» – копченый сыр, ценный продукт для зимовки).

  3. Лес: Ценные породы древесины (тис, самшит, каштан) пользовались огромным спросом у турок для строительства кораблей.

  4. Рабы.

Торговые партнеры:

  • Османская империя – главный партнер. В порты Анапа, Сухум-Кале и прямо на побережье заходили турецкие корабли, обменивая соль, ткани, оружие, предметы роскоши на местные товары.

  • Крымское ханство (до его упразднения).

  • Внутренняя торговля с соседними адыгскими и абхазскими обществами.

По данным французского консула XVIII века М. Пейсонеля, общий годовой экспорт из Черкесии достигал суммы, эквивалентной 2 миллионам серебряных рублей – огромные деньги по тем временам. Значительная доля этого потока приходилась на земли убыхов и их соседей.

Теневая сторона процветания: Работорговля

Этот пункт нельзя обойти, так как он был важнейшим элементом экономики и социальных отношений.

  1. Масштабы. Работорговля была регулярным и прибыльным «промыслом». Основным источником рабов были набеги (наездничество) на соседние земли, прежде всего на российские казачьи станицы и Грузию. Захваченных пленных (в основном женщин, детей и молодых мужчин) доставляли к морю и продавали турецким работорговцам.

  2. Экономическая роль. Для знати это был один из основных источников дохода, позволявший покупать дорогое оружие, коней и предметы роскоши. Как отмечали современники, в социально-экономическом отношении убыхи «намного превосходили соседних горцев», и работорговля была одной из причин этого благосостояния.

  3. Социальный лифт. Рабы (унауты) внутри общества не были бесправной массой. Их могли усыновить, выдать замуж или женить на свободных (хотя и низшего статуса). Талантливый или храбрый раб мог со временем получить свободу и даже сделать карьеру. Это была жестокая, но открытая система, в отличие от замкнутого крепостничества.

Заключение: Почему эта система не смогла устоять?

Общественный строй убыхов был идеально приспособлен для жизни в условиях свободного горного края с выходом к морю. Он сочетал военную мобилизацию, экономическую самостоятельность и гибкие социальные правила. Это было общество вооруженных свободных собственников, связанных обычаем, а не бюрократией.

Его слабостью стала именно независимость и децентрализация. Перед лицом планомерного, тотального наступления Российской империи, действовавшей единой волей, разрозненные убыхские общины и княжества, несмотря на отчаянное мужество, не смогли выстоять.

После депортации 1864 года на их земли пришла совершенно иная социально-экономическая модель: централизованное государственное управление, частная собственность на землю в европейском понимании, крестьянская община с податями. Как писала графиня Уварова, новые поселенцы «поля запустили, сады уничтожили», не сумев воспроизвести эффективное хозяйство, основанное на многовековой местной культуре.

История убыхов – это не только история войны, но и история альтернативного пути развития, целостной и жизнеспособной цивилизации, которая исчезла, оставив после себя лишь воспоминания, да названия рек и урочищ на карте Большого Сочи.

Ссылка на первоисточник
наверх