На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Кушха Якуб, история кровной мести

Потеря надежды на законное расследование обстоятельств убийства своего брата и наказание виновного заставляет Якуба решиться на кровную месть. Вскоре наступила развязка. Законы кровной мести допускали убийство непосредственного убийцы или его близкого родственника. Кушхов выбирает в качестве жертвы главного зачинщика смерти своего брата Анзора Тохтамышева. Заключительная стадия их противостояния изложена Орбелиани в рапорте командующему войсками левого крыла Кавказской линии графу Евдокимову: «С начала 1857 года, – писал начальник, – жители Большой Кабарды штабс-ротмистр Анзор Тохтамышев и уздень Якуб Кушхов по каким-то неудовольствиям имели между собой вражду. В апреле месяце того же года Кушхов ночью был подожжен, и он в этом подозревал Тохтамышева, а потом, спустя недели две, брат Якуба Пшемахо Кушхов был вызван кем-то ночью из сакли и смертельно ранен, подозрение его в этом случае пало на Тохтамышева же». Вступительная часть рапорта выдержана в тенденциозном духе, т. е. события освещены несколько искаженно, в пользу Тохтамышевых. Допущена и явная неточность: был убит не Пшемахо, а Жамбот Кушхов. Орбелиани, конечно, знал, что он был вызван не «кем-то», а Эльмурзой Тохтамышевым. Начальник округа далее излагает события в той форме, в которой они имели место. Поступившие по этим делам с обеих сторон просьбы были переданы в суд, но Кушхов, уклоняясь от разбирательства, по вызовам суда не являлся. «17 же числа сего месяца (марта) в два часа пополудни Якуб Кушхов, встретившись с штабс-ротмистром Тохтамышевым на Нальчикском форштате, сделал по нем из пистолета выстрел и убил его наповал. Сам же бросился бежать за форштатт, но преследуемый казаками и милиционерами и нагнанный переводчиком Николаевым, вскочил на кладбище в памятник, устроенный в виде часовни, заперся в нем и ни за что не хотел сдаться. Вследствие чего я приказал взять убийцу живого или мертвого. Памятник немедленно был окружен стрелками и казаками, которые начали стрелять только тогда, когда по многократным увещеваниям сдаться Кушхов вместо ответа грозился убить из щелей памятника первого, кто только близко подойдет. При известии, что ружейные пули не произведут желаемого, и, не желая подвести ближе солдат из опасения, чтобы кто-нибудь из них не был убит Кушховым, я приказал взять к месту происшествия орудие и ядром разбить памятник и этим способом достать убийцу живым или мертвым. После четырех выстрелов ядрами из орудий, Кушхов найден разорванным пополам». Так окончил свою жизнь поборник справедливого возмездия Якуб Кушхов.
Последняя строка песни говорит, что мать Якуба, узнав о геройской смерти сына, попросила свою сноху, вдову Жамбота, по сведениям Зарамука Кардангушева, известную гармонистку – Нагураш, сыграть кафу. И она, словно на радостях, троекратно исполнила танец. Это была последняя материнская дань сыну и гимн спасшему фамильную честь уоркского рода Кушховых из аула штабс-ротмистра Тохтамышева. Сочинитель песни Исуп Масаев, надо думать, особо не преувеличил ее заключительные строки. Прощальные танцы матерей, посвященные павшим смертью храбрых на поле чести или в борьбе за свободу родины, были не таким уж редким явлением в Кабарде.
Кушха Якуб, история кровной мести
Ссылка на первоисточник
наверх