Как и у многих народов, у адыгов белый цвет символи-зировал добро, а черный — зло. По словам Ш. Б. Ногмова,. адыгские певцы, слагавшие песня о героических деяниях, джигитов и сопровождавшие воинов на войну, ездили на лошадях светлой масти. В своей интересной статье «Из истории коневодства у адыгов» А.
X. Зафесов говорит, что из всех известных им мастей коней адыги отдавали предпочтение двум — брул (чалый) и пц1эгъуэплъ (гнедой). По этому поводу А. X. Зафесов приводит любопытную» притчу по определению качества лошади по масти. «Однажды стая волков,— говорится в ней,— под предводительством старого слепого волка, воспользовавшись отлучкой табунщиков, напала на табун и поранила несколько жеребят. Когда волки стали убегать, один из них сказал предводителю, что их догоняет табунщик верхом на коне. Старый волк осведомился о масти коня. Когда ему сообщили, что конь вороной, он сказал: «Во что бы то ни стало нужно сделать так, чтобы табунщик преследовал нас по вспаханному полю». Волки побежали по вспаханному полю, и вороной конь не смог догнать их. Другой раз слепому волку сообщают, что их догоняет всадник на гнедом коне. Волк советует всей стае выбрать пнистое место (тэкъэжь к1уап1э зэтэжъугъэщ!»). Побежали они по пнистому месту и вырвались из рук преследователя. В третий раз табунщик на мышастой лошади (пк1эгъуал) погнался за волками. Старый волк посоветовал своей стае идти против солнца, и они избавились от преследования табунщика. Когда в четвертый раз предводителю-волку сообщили, что их догоняет на этот раз табунщик на чалом коне, он не на шутку был встревожен и сказал: «Рынок, где продаются волчьи шкуры, будет местом нашей встречи. Спасайтесь, кто может». В адыгской мифологии конь обладает магической силой. В нартском эпосе и многочисленных сказках герой очень часто прибегает к сверхъестественной силе своего коня. В самые критические минуты герой вырывает волосинку из хвоста или гривы своего коня и подносит к огню (шык1э маф1э егъэу или шы сокум зыц къыхечри маф1эм ирегъэу), как тут же является его друг (небесный или морской конь), который и выручает героя из беды. Эти магические приемы, вошедшие в эпос и сказки адыгов, возможно, некогда имели культовое значение, так как гриве коня приписывались магические свойства. Видимо, этим и следует объяснить описанный С. Хан-Гирем обычай адыгских всадников перед отправлением в поход или в набег, петь специальные песни — зек1уэ уэрэд (походные песни), после чего они снимали Шапки и преклонялись на гриву лошади. Культ коня и наездничества выступает с необыкновенной силой в Нартском эпосе. Здесь почти все подвиги совершаются героями при самом активном участии их коней. В адыгском эпосе богатыри редко выступают группой. Одиночные выезды, удальство отдельных героев —в центре повествования. Сосруко только один или два раза отправляется в поход вместе с нартским войском. Бадиноко и Тотреш всегда разъезжают одиноко, и их единственными спутниками бывают их верные кони. Особенно ярко, с большой эмоциональной выразительностью культ коня выступает в сказании «Бой Сосруко с Тотрешем». Сосруко, рыская по степным просторам Арыка и Тамани, встречает одинокого всадника. Не зная, кто он родом, но желая испытать себя, чтобы помериться с ним силами, он вступает в борьбу с ним. Одиноким всадником оказывается Тотреш, который с охотой принимает бой и заставляет Сосруко, сбив его с коня, «вспахать плечом семь полос земли, да так, что пот, словно из восьми волов, со лба его выгнал». Сооруко, вернувшись домой, отказывается рассказать матери Сатаней о приключившемся с ним происшествии. Тогда она обращается к коню Сосруко — Тхожею. Но конь не выдает тайны своего седока. И лишь когда Сатаней грозит вонзить в свою грудь стальные ножницы, сын рассказывает, какие беды приключились с,ним в пути. Узнав, что соперником Сосруко оказался Тотрещ, Сатаней идет к коню сына, и они вдвоем договариваются, как одолеть этого страшного всему нартскому роду, богатыря. Конь Тхожей, обращаясь к Сатаней, говорит: Наша мать Сатаней, Овсом-сеном покорми ты меня, Заставь колья ясень грызть, Удилами жесткими зануздай ты меня, Сто орлов и сто собак пусть вослед (мне), Сто колокольчиков нацепи на меня, Все неровности на земле смети, О, наша Мать, Сатаней, Тогда, если я твоему единственному сыну Не дам принести голову врага, То отдай меня на съедение собакам! А Сосруко, обиженный приключившейся неудачей, спрашивает своего коня Тхожея: Скажи мне, конь, Вчерашнее горе — только мое горе, Вчерашний позор — только мой позор? И Тхожей отвечает: Ей, Сосруко, пастуший сын, Я стоял на лугу, где трава, как звезды, Но не тронул я травинки, Но не выпил и глотка. Во вчерашнем горе и позоре Я больше повинен и. Сатаней вместе с нартскими девушками снаряжает Тхожея на бой с Тотрешем. Она увешивает Тхожея сотней колокольчиков, дает ему сто орлов и сто собак. Выехав на условленное место поединка — к Харама-горе,— Сосруко видит поджидающего его Тотреша. По совету матери, Сосруко насылает туман и тучи на богатыря. Орлы клюют голову коня Тотреша, а собаки хватают его за ляжки, а от звона колокольчиков конь пугается и поворачивает назад. Тотраш в гневе проклинает своего Альпа и, потянув в ярости поводья, раздирает его надвое. Оказавшегося без коня Тотреша Сосруко легко побеждает...Культ коня у черкесов
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
Подписаться