Рыцарский кодекс чести горца. | Адыги.RU | Яндекс Дзен
Рисунок Казбека КоджешауС древнейших времен сложившиеся этнические нормы поведения бережно передавались из поколения в поколение. Их берегли, их совершенствовали. Старшие подавали пример младшим.Уже где-то к X веку складываются твердые этические нормы, особенно заметные в среде мужчин в силу их предназначения.
К этому времени среди знати народа действуют жесткие законы, выполняемые неукоснительно. От мужчины-рыцаря требовалось дарить любому то, о чем его просили. Прослыть скупцом приравнивалось потере чести. Поэтому князья часто ходили в скромной одежде, т.к. свою они дарили другим. Обязанностью адыга-рыцаря была забота о стариках, сиротах, вдовах и, конечно, детях.Главным составляющим рыцарского кодекса чести адыга было отношение к врагу и к женщине:1. Не допускалось убивать противника сзади.2. Убийство безоружного врага покрывало воина позором.3. Противникам всегда должно было предоставлять равные шансы.4. Особое отношение к своему коню адыга, как к близкому другу, прослеживается с древнейших времен, особым было и отношение к оружию и воинским доспехам.5. Жестким требование к адыгскому рыцарю было умение держать в узде свои порывы, владеть собой.6. Владение красивой речью и учтивость.7. Умеренность в еде (отмечалась всеми путешественниками) черкесов.8. Главным мерилом человека постепенно становится честь. Утрата чести приравнивалась к смерти.9. В народе из века в век воспитывалось бережное, уважительное отношение к женщине.Законам чести адыги следовали неукоснительно.Все общество адыгов внимательно следило за соблюдением обычаев и традиций.Велика была роль Хасэ в жизни общества. Именно Совет мудрейших и уважаемых адыгов в Хасэ строго следил за тем, чтобы неукоснительно исполнялись принципы Адыгэ хабзэ (адыгского этикета).На всевозможных свадьбах, игрищах, конных состязаниях, на конкурсах красоты, битвах, во время военных походов именно Хасэ выносило судьбоносные для нации решения.Именно на Хасэ закреплялось общественное мнение об отдельных людях, проявивших себя лучшими среди лучших или, наоборот, явивших обществу недостойное поведение. Впрочем, последнее бывало чрезвычайно редко.Адыги издревле щепетильно и ревностно относились к общественному мнению, поэтому в каждой семье бытовала мудрая поговорка: «Научись вести дома себя и лишь после этого иди на Хасэ» («Уиунэ зышигъаси - хасэм к1о»).
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
Подписаться