На заключительном этапе Кавказской войны, с 1859 по 1864 годы, особенно тяжелые испытания выпали на долю аула Ходзь. Однако и в предшествующие десятилетия эта земля становилась ареной кровавых событий. Как точно подметил один исследователь: "Историк может втиснуть события в хронологические рамки, но в какие рамки заключить человеческие трагедии?
"В 1829 году император Николай I дал командующему кавказскими войсками Паскевичу четкие указания: "Кончив одно славное дело, предстоит вам другое — усмирение навсегда горских народов или истребление непокорных". Эти слова стали роковыми для многих адыгских поселений.
Генерал Эммануэль, действуя под предлогом наказания темиргоевского князя Джамбулата Болотоко, учинил жестокую расправу над "беглыми кабардинцами". В бассейнах рек Лаба были уничтожены 210 деревень, сожжены запасы продовольствия, захвачен скот. Современники вспоминали, что доведенные до отчаяния горцы были вынуждены продавать собственных детей за продукты.
К 1840 году ситуация обострилась. Русские войска под командованием генерала Засса одержали победу над абадзехами на реке Фарс, что позволило перенести укрепленную линию к Лабе. Три новых укрепления — Зассовское, Махошевское и Темиргоевское — словно железным кольцом сжали земли адыгов.
Особенно тяжелыми стали последствия экспедиции 1840 года в верховья рек Ходзь и Псефир. Именно после этих событий часть "беглых кабардинцев" вынуждена была принести присягу российскому правительству. Но сколько крови пролилось прежде, чем горцы склонили головы!
Аул Ходзь, как и многие другие поселения Закубанья, стал молчаливым свидетелем этих трагических событий.
Его жители, потомки тех самых "беглых кабардинцев", хранят в памяти рассказы о том, как их предки, теснимые войсками, вынуждены были отступать все дальше в горы, как гибли их посевы и скот, как рушился привычный уклад жизни.Сегодня, глядя на мирные пейзажи Ходзя, трудно представить, что менее двух веков назад эти земли были ареной жестокого противостояния. Но память народа хранит эти страницы истории — как предостережение потомкам и как свидетельство стойкости тех, кто сумел сохранить свою идентичность вопреки всем испытаниям.