- Черкеска (цей). Длина - по колено. В случае необходимости передние полы поднимали и затыкали сзади за пояс. При верховой езде затыкали полы черкески между внутреней стороной колен и седельной подушкой, грея колени и бедра. Плотно облегала тело с пояса до груди, что способствовало меньшей утомляемости всадника (его меньше растрясало).
Шилась из сукна. В основном естесственных цветов шерсти: бурые, черные, серые, белые. Белые черкески (как и вообще белую одежду: бурку и пр.) запрещалось носить простолюдинам.
- Бешмет (къэптал). "Второй кафтан под главным кафтаном " (Хан-Гирей). Отличие от черкески в отсутствии газырниц и в наличии стоячего воротника. Шился из шелка и другой легкой ткани. Бывали легкие и утепленные: стеганные на тонком слое шерсти или ваты. носить черкеску без бешмета было неприлично. Одновременно и в бешмете без черкески было неприлично появиться вне дома.
- Рубаха (джанэ). Нательная одежда. Надевалась под бешмет. Обычно шилась из холста или хлопка. "Мужчины никогда не носят пестрых рубах " (Хан-Гирей).
- Брюки (гъуэншэдж). "Суконные с лампасами из серебрянных голунов. Их шьют наверху... просторными, а внизу узкие, так что с виду кажутся узкими, и между тем вовсе не мешают движенью ног. Под шароварами носят портища... из белой ткани. Зимой же носят шаровары на вате из бумажной ткани " (Хан-Гирей). К низу штанов пришивались штрипки, удерживаюшие их при натягивании ноговиц и надевании обуви.
- Ноговицы (лъей). Шили из сафьяна (у знати), а также из сукна и войлока. Надевали поверх штанов, плотно обтягивая ногу от щиколотки до колена, а часто и выше. Ниже колена ноговицы закрепляли при помощи подвязок (лъэнкIэпс), сделанных из тонкого войлока, шнурка (часто весьма дорогого) или кожи,, в виде застегивающихся ремешков с металлическими, оправленными в серебро застежками. Для удобства натягивания их снабжали штрипками. Кроме ноговиц надевались специальные наколенники, для утепления ног и защиты, за счет плотного облегания, коленных сочлений от расслабления при верховой езде на коротких стременах.
- Обувь (вакъэ), в том числе сафьяновая (лъахъстан вакъэ). Цвет обуви отражал социальное положение: красный у Пщы, желтый у уорков, из простой кожи для простолюдинов. Если в междоусобицах Пщы категорически запрещалось убивать не равному, то при столкновении с равным или с чужаком, Пщы становился узнаваемой мишенью, позволявшей вычислить и убить предводителей. "Башмаки узкие, с одним швом спереди... они точно приклеены к ногам и придают изящество походке " (д 'Асколи).
- Головной убор (пыIэ). Шапка у черкесов обязательный элемент костюма и снималась только тогда, когда человек отходил ко сну. Сбить шапку - нанести смертельное оскорбление. Головные уборы были самых разных форм, размеров и материалов: низкие папахи с очень выпуклым, почти в виде валика, меховым околышем и плоским дном, иногда перекрещенным галуном; высокие папахи из меха с выпуклым матерчатым верхом; тыквообразная шапка и пр. Некоторые воины не носившие шлема, подшивали по папаху кольчужную сетку, что позволяло выдерживать даже удар шашкой.
- Пояс (дыжьын бгырыпх). Как и головной убор -обязательный. На поясе висела одна или несколько серебрянных бляшек (мывэупцIэ) иногда с закрепленной с обратной стороны каменной точильной пластиной. С помощью кожанной петли к поясу крепился кинжал, а также на нем висели: пистолет, пороховница, пульница, жирница и пр. Пояс был узким, кожанный с серебрянным набором. Пряжки, наконечник, бляшки и прю серебрянные элементы покрывались гравировкой с чернью.
- Бурка (щIакIуэ). Войлочный плащ, с подкроенными и сшитыми плечами с вырезом для шеи. Без нее и башлыка ни один всадник не пускался в дорогу. "Она ограждала всадника, скакой бы стороны ни била на него непогода, прикрывала и предохраняла от дождевой мокроты лук, колчан со стрелами, огнестрельное оружие, сумы в тороке и руку, державшую поводья; она же, будучи войлоком, представляла упругую защиту и против сабельных ударов, и против уколов пики, стрелы; а при горячем отсуплении или наступлении... если было нужно броситься с кручи в реку, не выходя из седла, она мгновенно накидывалась на глаза коню. Вот сколько заслуг за простой вещью! " (И. Попко) Во время ночлега бурка служила и подстилкой и одеялом. В некоторых ситуациях она позволяла скрытно приготовить к употреблению оружие.
- Башлык (шъхъарыхъон). Капюшон с длинными лопастями, сшитый из сложенного вдвое куска ткани. Лопасти наматывали на шею, как шарф, а также прикрывали лицо от ненастья или при желании остаться неузнанным. При езде верхом концы обматывали вокруг шеи спустив концы назад. При хорошей погоде башлык висел на плечах, на шнурке, спещенный копюшоном и лопастями назад. В отличие от Грузин и, частично Абхазов, Черкесы носили башлык на шапку, а не прямо на голову. "У черкесов башлык вегда был белого цвета, а у абазин и абхазов - черный или коричневый " (В. Потто).
- Подкольчужник (тэджэлей). Спецодежда, надеваемая под панцирь. Это достаточно плотная, стеганная на вате куртка. Говоря об ее предназначении, И. Бларамберг сообщает: "Во время военных действий они надевают под кольчугу ватную одежду, благодаря упругости которой пули отскакивают еще лучше ".
- Боевая куртка (танжьедед). Специальная верхняя одежда типа кафтана для носящих панцирь воинов. Она шилась из дорогих, обычно красного цвета тканей и надевалась поверх панциря.