На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Апсны - сказочное место на территори Абхазии

В 2011-м году мне довелось общаться с китайским бизнесменом, приехавшим в Сухум с делегацией российских инвесторов. В личной беседе он процитировал слова “Великого Кормчего” (тов. Мао Цзэдуна), который однажды полу в шутку, полу всерьёз провозгласил критерий “китайско-сти”: “Если ты не побывал на Великой Китайской стене, ты ненастоящий китаец”.

Я ответил гостю из Поднебесной, что критерием “абхазства” вовсе не является обязанность каждого побывать у Великой Абхазской стены (хотя бы у первого приморского бастиона в устье Келасура) и постарался объяснить китайцу, что критерий “абхазства” - следование духовным нормам Апсуара. Узнав, что по специальности я историк, китаец спросил, ЧТО, на мой взгляд, является самым значительным памятником для абхазского народа. Я представил себе стены крепостей, основанных римскими легионами в захваченных ими Акуа-Диоскуриаде, Великом Питиунте и у карниза Гагыра (Гакыра) в эпоху битв Гнея Помпея с Митридатом Евпатором. Представил храмы VI века, построенные на нашей земле византийцами в период правления императора Юстиниана. Вспомнил, как мой дед Шамил Караман-ипа, каждый раз слыша поэтический перл “Абхазия - Страна Души”, улыбался, качая головой, и говорил: «Мамоу, уара, Апсны -Земля богов. Страна духов”. А еще вспомнил семь звёзд над древним геральдическим символом абхазов - “анапЫ”. И ответил гостю из Поднебесной, что, по моему убеждению, главными историко-культурными памятниками для нашего народа являются особо почитаемые сакральные места. Я рассказал китайцу, что на земле, доставшейся нам от предков, мы храним не только семь всенародно признанных святилищ, но и десятки родовых Аныха-святынь (всего, по данным Ш. Д. Инал-ипа, “на сегодня можно ещё обнаружить следы или воспоминания о древних языческих святилищах Абхазии количеством до 30-ти и выше. И этот перечень, невидимому, является далеко не полным, так как многие, очевидно, наиболее древние святилища исчезли с лица земли, не оставив о себе никаких воспоминаний у населения”). Изначально, с момента появления веры в аныха, этим словом именовали саму сверхъестественную силу. Впоследствии же “аныха” стали называться и образованные в таких местах «стационарные» святилища (Барцыц, 2013). О родовом святилище Агумаа я узнал осенью 1971-го, когда учился в 9-м классе 2-й Сухумской школы. Мой дед Шамил Караман-ипа был партийным, служил начальником ОРУД-ГАИ Сухумского района и не распространялся на темы, закрытые в эпоху воинствующего атеизма. Его душа ещё болела переживаниями о том, как против его родного брата - фронтовика и поэта Киазыма Агумаа бериевский чекист А.Т. Убилава стряпал “политическое дело”, и о том, как советская власть запрещала моему прадеду Караману Коблух-ипа Агумаа - известному в Земле Абжьуа целителю практиковать абхазскую народную медицину. И только однажды, показав во дворе на ящерицу, гревшуюся на солнце, дед Шамиль нарисовал веточкой на земле адамыга (тамгу) нашего рода, символизирующую ящерицу, без колебаний жертвующую хвостом, ради сохранения головы. А ещё поведал он мне, как в молодости, будучи назначен заведовать ликбезом в Худапсы (Кудепсту), тайно искал в Садзене родовое святилище предков, изгнанных под угрозой геноцида царскими оккупантами в Османскую Турцию. О нём он слышал от своего деда - Коблуха Хасбери-ипа Агумаа, ставшего абреком, когда некий абжуйский князёк попытался присвоить себе Джгердский лес...

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх