Садза (самоназвание), асадзуа (абхазск.), абад-за (адыгск.), джики (грузинск.), джикеты или джигеты (русск.), южные абазины, абаза - коренные жители Черноморского побережья Кавказа. В литературе перв. пол. XIX в. под именем садзов было более известно прибрежное население; для обозначения горных жителей использовали преимущественно названия отдельных общин или селений.
В нач.-cep. XIX в. занимали территорию между рр. Агура и Бзыбь, от берега моря до перевалов через Большой Кавказский хребет. На северо-западе граничили с убыхами, на юго-востоке с абхазами. Этнические границы не были четкими: на сопредельных землях население было смешанным.К горным селениям относили: Псху - у верховьев рр. Бзыбь и Апста; Аибга (Айбга) - в верховьях р. Псоу, правый берег (в 1835 г. насчитывало до 180 дворов); Ах-чипсы - в верхнем течении р. Мзымта, по обоим ее берегам, но более на правобережье, в бассейне притока Пдзико (Дзико или Зикуой), современной р. Ачипсы. В пределах проживания ахчипсов находилась местность Кбаада, которая простиралась вдоль р. Мзымта от места впадения в нее р. Ачипсы вниз по течению, включая нынешние сочинские поселки Эстосадок и Красная Поляна с окрестностями. Селение насчитывало (по Ф. Ф. Торнау) до 200 дворов, разбросанных по склонам невысоких гор и по небольшим полянам; Чужгуча или Чигахуча (селение фамилии Чыгу) -среднее и нижнее течение р. Чвижипсе (Цвижи), правого притока р. Мзымта, на левом берегу (до 100 дворов); Цви-жа (Цвиджа) - правый берег р. Чвижипсе, вблизи впадения ее в р. Мзымта.Все эти общины часто объединялись источниками под названием адыгского происхождения мдажъуи (формы написания в литературе: мдазюй, медозюй, мдавей, му-давейпо-русски - медовеевцы). В качестве названия их страны (области проживания) в специальной литературе встречается термин «Мдзимта», который этимологизируется как «место мдазюй». Прямую связь с этнонимом имеет гидроним Мзымта, известный по сообщениям перв. пол. XIX в. в нескольких огласовках: Мдзы-мта, Медозюи-мта, Мезюм-та, Мдзимта.Между медовеевцами и приморскими садзами проживали еще две общины: Чужа - в междуречье Мзымта и Кудепсты (Худапс), находилась под влиянием фамилии Баг (Багба), и Чуа (Чыуа) на р. Мацеста (Мца). Первая насчитывала около 100 дворов, вторая - до 150, раскинутых на протяжении 3 верст. В селении Чуа пользовалась влиянием фамилия Ачу. Среди этих двух общин, по словам Ф. Ф. Торнау, было распространено самоназвание абадза.На побережье от Сочи до Хосты включительно садзы жили смешанно с убыхами, в том числе в селении Сочипсы и Облагукуадж на р. Сочи, известном также под названием Саше и Соча, по рр. Мацеста и Хоста (Хамыш). Значительную плотность населения имел район Хоста-Адлер. Из отдельных селений с этой территории остались известными лишь некоторые. Так, по сообщению А. Нордмана (1837), «в верстах шести от Адлера расстоянием от моря почти на две версты, расположено на высотах большое селение.Кто такие садзы и где они жили на Кавказе?
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
Подписаться