
Носившие первоначально массовый характер, танцы являлись не только средством обшения с высшими силами, но и демонстрацией групповой солидарности. Синкретичность древнего хореографического искусства, проявлябщаяся в неразрывном единстве танцевального движения, музыкального ритма и песенного текста, оказывала сильнейший психологический эффект, сравнимый с коллективной медитацией, приводя участников танца в состояние духовной возвышенности.
Еще одно из важнейших назначений танцев выделяест исследователь адыгского игрища Б.Х. Бгажноков – танцы как механизм овладения желаемым будущим, форма диалога социума с судьбой. Символом этого является, в частности, групповой танец уджхъурай, своим размеренным, поступательным движением означавший стремление участников танца к удаче и успеху. Немаловажно здесь и направление движения в танце – слева направо (то есть в «счастливую» сторону) по кругу, являющемуся древнейшим космическим символом, сакральным знаком Солнца.
Тхьэшхуэ-Удж
Тхьэшхуэ удж – древнейший обрядовый черкесский танец в честь главного Бога Тха. Слово Тхьшхуэ гухъэж означает «Единение с Богом». Как известно, чувство единения с Богом является мощным источником духовных и физических сил человека. Тхьэшхуэ гухьэж отмечается в первый четверг после осеннего равноденствия. Этот праздник является календарным моленьем Тхьэлъэ1у. Он связан с окончанием сбора урожая. На месте Тхьэлъэ1уп1э устанавливается Т-символ. Приносится обрядовая пища, проводится жертвоприношение. Тхьэлъэ1у завершается исполнением обрядового танца Тхьэшхуэ Удж.
Праздник Тхьэшхуэ гухьэж упоминается у Лонгворта, - корреспондента лондонской газеты «Таймс», побывавшего в Черкесии в 1839 г. и написавшего книгу «Год среди черкесов» (1840).
Лонгворт, считая его праздником Созреш, описывает и установленный Т – символ, и благодарственный Хох старшего за хороший урожай, и указывает время его проведения – конец сентября.
Учеными приводится русский перевод черкесского текста, зафиксированного в Кабарде в начале ХХ века:
«В нашей Кабарде божественный танец (Тхьэшхуэ Удж) Великому Тха устраивался на длинном холме – на гребне, который расположен на берегу Махогерсыхе, горы, обращенной к солнцу.
Каждый год у этого холма собирались со всех селений Кабарды, постепенно стекался народ… Тут же закалывали быков, баранов, для того пригнанных сюда. «В жертву Тха, - говорили при этом. Привозили много хмельного, ели, пили.
И те, которые позже приняли Христианство, не переставали верить в Тха – создателя жизни. Когда затем приняли Ислам, все же не прекращали выполнения древних обрядов».
Ш. Ногма пишет, что осенний праздник Тхьэшхуэ гухьэж праздновался с большим торжеством: «Сперва читали молитву, называемую тхашхо-гухаж, что означает «прибегать к великому Богу».
В этой молитве просили всевышнего даровать им здоровье и воссылали благодарение за прошедшее лето, за сотворение хлеба и плодов земных и пр.; после молитвы пировали и веселились».
В некоторых источниках встречается указание, что праздник Тхьэшхуэ гухьэж отмечается в первой декаде октября. Специалисты считают, что здесь нет противоречия. Месяц Жэпуэгъуэ – время проведения праздника Тхтэшхуэ гухьэж, приходится не на первую декаду октября, а на последнюю декаду сентября. Обрядовые действа в честь Тха проводились вплоть до начала ХХ века, и современное его возрождение на сцене вполне может способствовать его распространению среди народа. Это тем более правдоподобно, что по традиции после сбора урожая и в советское время устраивались массовые гуляния. В этот же период устраивались большинство свадеб. И в том, и в другом случае массовое исполнение уджа, ображенного к Верховному Божеству вполне логично и уместно.
Шевченко С.С.
Г. Майкоп