На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

УЭРКЪ ХАБЗЭ (Адыгский дворянский кодекс чести)

Адыгэ хабзэ считается одним из самых основных признаков адыгского этнического самосознания. Но те, которые переводят адыгэ хабзэ как обычное адыгское право, сильно сужают не только его семантическое значение, но и духовное, нравственное начало. В широком смысле адыгэ хабзэ представляло собой целый спектр социальных норм во всех без исключения областях жизненной деятельности, начиная от простейших житейских правил и кончая обязательными принципами правовой регуляции.

Это свод неписаных обычно правовых норм, правил поведения, нравственных положений, определяющих необходимые позитивные качества личности в адыгском обществе. Составной частью адыгэ хабзэ являются адыгагъэ или адыгэ нэмыс, которые в совокупности обусловливают такие важнейшие нравственные категории, как честь, добропорядочность, честность, правдивость, стыд, умение вести себя в обществе, чуткость, внимательность, уважение к старшим, к лицам противоположного пола и т.д

УЭРКЪ ХАБЗЭ (Адыгский дворянский кодекс чести)

I. Уэркъ – это воин, но война на поле брани идет не всегда, а вечная борьба - это жизнь: борьба с самим собой, со своими слабостями. Вот почему самой великой победой считается победа, одержанная не в бою, а над самим собой.

II. Почитание древности.
Адыг должен испытывать уважение к родителям. Помни, что они даровали тебе жизнь и что ты их плоть и кровь. Отношение к родителям – первый показатель твоей исполненности Хабзэ.
Адыг должен испытывать уважение ко всем старшим, будь хотя бы это старшинство всего на год. Так как они стоят ближе к предкам и Хабзэ. Почитая их, ты почитаешь поколения своего рода и свое начало.

III. Женщина.
Женщина – это начало жизни. Даровать жизнь детям, стольким, скольким наградит Бог, не отказываясь ни от одного, воспитывать их в духе Хабзэ – вот ее предназначение.


Мужчина, не уважающий женщину, не может им называться.
Ссора перед ней или невоздержанность языка – грех.

IV. Мужчина.
Мужчина – глава семьи, на нем забота и ответственность за то, чтобы женщина не испытывала физических и духовных мук за материальное благополучие семьи. Ведь высшая ценность черкеса – это семейный очаг, и женщина – хранительница его, поэтому ее необходимо почитать.

V. Честь.
Твоя честь – это твое лицо. Честь и достоинство не выпрашиваются и не покупаются, а заслуживаются каждый день. Но потерять ее можно за миг ошибки. Будь ты мужчина или женщина, ты должен ценить и оберегать свою честь. За честь можно пожертвовать жизнью, но никогда – наоборот, потому что адыг не сможет жить, обесчещенным. Ибо как может жить тело, потеряв сердце.

VI. Смерть.
Чему есть начало, тому есть и конец. Не ищи смерти и не отвращайся от нее, будь к ней равнодушен. Все рождаются одинаково, но умирают по-разному и, встретив смерть скажи: «Я умел достойно жить, и сумею достойно уйти и только прошу Бога, чтобы люди после моей смерти могли сказать: «Он жил по Хабзэ и умер по Хабзэ. Как мы радовались по родившемуся, так он заслужил право на искреннюю скорбь о нем». Думай о своих детях и своем роде, которые наследуют твое имя; в мир отцов подобает уходить благородно, как истинный адыг.

VII. Цель.
Если ты появился на этот свет, ты не должен превращать свою жизнь в хаотичное движение к развязке.
Прежде всего, нацелься на успех в жизни, конкретных делах. Ты должен быть победителем.
Делай то, что хочешь делать и в чем чувствуешь удовлетворение в душе. Но не вступай в противоречия с Хабзэ.
Будь поглощен действием и проживай каждую секунду. Не будь напряжен, но будь на пределе возможностей.
Презри боль, трудности и потери. Адыгу противны жалобы. Умри, но не показывай слабости. Знай, каждое преодоление возвышает твой дух и продвигает твое дело.
Не будь беден. Твой позор, когда твоя семья в нужде, когда твои дети бросают завистливые взгляды вслед другому ребенку. Умножай благосостояние, но не позволяй золоту ослеплять твой взор, ибо всякая вещь сильна в своих рамках.

VIII. Добро и Зло.
Имей чистый разум, свободный от скверны и замутненности. Уподобь его водной глади, чтоб ты правильно понимал и оценивал суть вещей, делал различие между Добром и Злом, Созиданием и Разрушением.
Не представляйся излишней радости и огорчению.
Будь прям в Справедливости, имея силу и будучи немощным.
Будь доброжелателен к человеку, помогая ему в добрых делах на его пользу, и не жди просьбы о помощи.
Будь милосерден к малому, слабому, сироте и вдове. Отдай им часть уготованного себе и не ограничивай свое сострадание.
Знай друзей своих, и знай врагов своих. Цени первых, будь им верен, разломи хлеб и большой кусок отдай другу и сделай так, чтобы он этого не заметил.


Будь сильнее и хитрее врагов своих.
Зла не делай сам, но не поощряй творящих его своей слабостью перед ними.
Сказано древними: «Сотвори добро и брось его в воду». И не проси за это цену. Почтение к тому, кто творит добро из уважения к Хабзэ, но тот, кто поступает по велению своего сердца и без свидетелей – поистине самый богатый человек.

Ссылка на первоисточник
наверх