На узкой полосе земли между реками Шахе и Хоста, там, где горные отроги Кавказа встречаются с лазурью Черного моря, сегодня шумят курортные поселки. Но чуть более полутора веков назад эту землю населял народ, чье имя теперь знают лишь историки – убыхи. После Кавказской войны в 1864 году почти всё население было депортировано в Османскую империю.
Убыхи ушли, но остались свидетельства их удивительного хозяйственного гения, позволившего не просто выживать, но и процветать в сложнейших условиях.
Их система жизнеобеспечения была не набором случайных навыков, а выверенной экологической культурой, где земледелие, садоводство и животноводство образовывали гармоничное целое.
Убыхи были виртуозами горного земледелия. Рельеф их родины – это крутые склоны, ущелья и лесистые хребты. Казалось бы, о каком земледелии может идти речь?
-
Три системы обработки земли. Убыхи последовательно использовали:
-
Подсечно-огневую: вырубали и выжигали участки леса, используя золу как удобрение. Для корчевки пней применяли специальный топор-кирку.
-
Залежно-переложную: поле обрабатывали несколько лет, а затем оставляли «отдыхать» на 10-15 лет под пастбище или лес, восстанавливая плодородие.
-
Пашенно-садоводческую: основную систему к XIX веку. Все удобные участки, включая южные склоны холмов, были превращены в поля и сады.
-
-
Борьба с эрозией. Главным врагом на склонах был ливень, смывающий почву. Убыхи решали это гениально просто:
-
Поля делали небольшими (редко больше гектара), прямоугольными и располагали строго перпендикулярно склону, чтобы уменьшить сток воды.
-
По границам полей строили каменные водоотводные канавы, которые также служили дренажом.
-
На самых крутых участках создавали искусственные террасы – технология, характерная для древнейших земледельческих цивилизаций.
-
-
Урожайность, которой завидовали новопоселенцы. Убыхи выращивали просо, кукурузу, пшеницу, рожь, ячмень. По данным агронома И.Н. Клингена, их урожаи зерновых были вдвое выше, чем у русских переселенцев, пришедших на эти земли после 1864 года. Секрет был в адаптированных к местному климату выносливых семенах и многовековом опыте.
Иностранные путешественники в один голос восхищались увиденным. Англичанин Эдмунд Спенсер в 1830-х писал: «…почти ни одного клочка земли не было некультурного». Русский наблюдатель В.Д. Скорятин отмечал: «Горы изрезаны до самых вершин шахматами пашни».
Сады убыхов – это не просто источник пищи, а свидетельство глубоких исторических корней. Исследования ботаников (П.М. Жуковский, Н.И. Вавилов) доказывают, что Западный Кавказ – один из мировых центров окультуривания плодовых деревьев.
-
Дикие предки культурных сортов. Убыхи не просто засаживали сады – они преобразовывали естественную среду. Они прореживали дикие заросли кизила, орешника (лещины), алычи, превращая их в «полукультурные» лесосады. Дикая кавказская яблоня стала прародительницей многих культурных сортов благодаря искусству прививки, которое, как считал Жуковский, могло зародиться именно на Кавказе.
-
Виноград на деревьях. Одна из самых поразительных техник – выращивание виноградной лозы на живых деревьях (ольхе, шелковице, грабе). Это защищало виноград от сырости, болезней, скота и давало больше солнца. Польский офицер Теофил Лапинский писал, что вино убыхов было крепким и напоминало греческое.
-
Богатый ассортимент. В их садах росли яблони, груши, черешня, слива, айва, хурма, инжир, персики, каштаны и грецкие орехи. Граф П.С. Уварова писала, что горцы имели «фруктовые сады» и жили в достатке.
Скотоводство у убыхов носило прикладной, адаптивный характер и сильно различалось между приморской и горной зонами.
-
Малый, но выносливый скот. В прибрежной полосе, где не хватало пастбищ, держали немного скота для собственных нужд. Это были небольшие, но чрезвычайно выносливые породы коров и овец, приспособленные к крутым склонам и скудному корму. Их молочность была невысока, но молоко шло на изготовление сыра и аналога кефира – главного напитка.
-
Козы – «корова» горца. Особую роль играли козы. Они давали достаточно молока (считалось, что четыре козы заменяют одну корову), мясо без специфического запаха и длинную шерсть для домашних нужд. Козье молоко ценилось за питательные и лечебные свойства.
-
Знаменитые кавказские лошади. Конь был не просто транспортом, а другом и признаком статуса. Убыхские лошади славились умением ходить по горным тропам «с легкостью дикой козы», преодолевать бурные потоки, невероятной выносливостью и преданностью хозяину. Европейские лошади в таких условиях были беспомощны.
Природа Черноморского побережья идеально подходила для пчеловодства. Мед был не только лакомством, но и ценным экспортным товаром и лекарством.
-
Убыхи занимались бортничеством (сбором меда диких пчел) и разводили пчел в колодах (ульях).
-
По свидетельствам, в некоторых горных аулах на 50 дворов приходилось до 20 000 ульев.
-
Мед и воск тысячами пудов вывозились в Турцию и Европу. Мед «медовеевцев» (соседей убыхов) описывали как белый, кристаллический, с чудесным ароматом.
Заключение: Утраченная гармония
Хозяйство убыхов – это пример устойчивого развития доиндустриальной эпохи. Они не боролись с природой, а встраивались в неё, используя микроклимат, рельеф и биоразнообразие с максимальной эффективностью. Их агрикультура была экологически обоснованной и высокопродуктивной.
Трагизм истории заключается в том, что эта система, отлаженная веками, была уничтожена в одночасье. После депортации убыхов новые поселенцы, не обладая их знаниями, не смогли поддерживать эту хрупкую гармонию. Леса вырубались, поля забрасывались, сады гибли. Как с горечью писал агроном Клинген, исчезла «народная мудрость, которая у беднейших народов составляет лучшее сокровище».
Сегодня, изучая методы хозяйствования убыхов, мы видим не только страницу этнической истории, но и актуальный урок бережного, разумного отношения к земле, особенно в хрупких горных и прибрежных экосистемах. Их наследие – это памятник человеческой адаптивности и уважению к тому, что нас кормит и поит.
Источники и дальнейшее чтение:
-
Статья основана на материале Кишмахова М.Х. «Культура жизнеобеспечения убыхов...» (Северо-Кавказский юридический вестник, 2017).
-
И.Н. Клинген «Основы хозяйства в Сочинском округе» (1897).
-
Дневники Джеймса Белла и Теофила Лапинского о пребывании на Кавказе.
Свежие комментарии