В адыгском языке, помимо слова «хасэ», есть и другие слова, обозначающие собрание, совещание, совет, съезд и т. д. На этом основании некоторые советские историки предлагали называть сословно-представительное собрание как зэхуэс или зэ1ущ1э . В этой связи следует вспомнить, что еще Я. Потоцкий называл собрание представителей князей и дворян «поком».
Хан-Гирей тот же институт обозначал как «зефес», а К. Ф. Сталь как «зауча».В данном случае нет ничего более непродуктивного, чем жестко привязывать значение какого-нибудь из этих слов только к одной разновидности собрания. Здесь все зависит от реального контекста их употребления. Ошибочным пред-ставляется также их противопоставление термину «хасэ». Говорят и пишут: «хасэм и зэ1ущ1э» (совещание хасы), «хасэм и зэхуэс» (собрание хасы), «хасэм и пэк1у» (съезд хасы). (Следовательно, «пок», о котором писал Я. Потоцкий, был съездом хасы). Противопоставлять эти слова друг другу, а тем более доказывать предпочтительность одного из них по сравнению с другим, нелепо, ибо каждое из них необходимо и обретает точный смысл только в определенном контексте. Слова зэ1ущ1э, зэхуэс и пэк1у означают всякое совещание, съезд, собрание, сбор людей для решения тех или иных вопросов, но при этом они могут и не быть органом власти, т. е. хасой. Во многих же ситуациях «хасэ» может обозначаться как зэ1ущ1э, зэхуэс и пэк1у. Соответственно, эти слова выступают синонимами, чем и объясняется их широкое использование в источниках XVIII — первой половины XIX века. Но не всякое совещание, собрание и съезд (а тем более сбор людей) представляет собой хасу. В семантическом поле, образуемом сочетанием указанных слов, слово «хасэ» является названием институционализированного органа власти и отражает главным образом структурно-функциональный аспект представительного собрания, а слова «зэ1ущ1э», «зэхуэс» и «пэк1у» обозначают его процессуальную сторону и формы проведения.
Наконец, одним из аргументов в терминологических спорах является форма актуализации первоначального содержания слова «хасэ». Имеется в виду тот факт, что им обозначается организация, начинающая претендовать на ту роль, которая принадлежала феодальной хасе в период независимости адыгов. Как бы мы ни оценивали это обстоятельство, оно косвенно свидетельствует о том, чем был для них этот политический орган в прошлом и как он назывался.
В. X. КАЖАРОВ
АДЫГСКАЯ ХАСА