На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Взаимоотношения адыгов с народами Северного Кавказа в XVI — начале XVII вв. | Адыги.RU | Яндекс Дзен

Взаимоотношения адыгов с народами Северного Кавказа в XVI — начале XVII вв. | Адыги.RU | Яндекс Дзен



В XVI-XV11 вв., как и в предыдущие эпохи, северокавказские народы были тесно связаны, прежде всего потому, что между ними не было резко очерченных границ, а жили они чересполосно. Все это предопределило развитие добрососедства, укрепление дружеских отношений, куначества, аталычества, возникновение родственных связей между ними.

Добрососедские отношения, всегда существовавшие между горцами Северного Кавказа, имели и чисто экономическую основу. Так, жители высокогорной зоны (балкарцы) приобретали зерно у жителей равнины. Кабардинцы и абазины покупали металл у карачаевцев и балкарцев. Кабардинские скакуны пользовались большим спросом у всех народов Кавказа. Абазины пасли свой скот на землях кабардинцев, ногайцы — на землях "пятигорских черкас". Западные адыги, кабардинцы и балкарцы зачастую отдавали скот на выпас своим кунакам. Так что не феодальные междоусобицы, зачастую приводившие к "малым" войнам, определяли взаимоотношения народов Северного Кавказа. В основном между "простыми" людьми, независимо от национальности, устойчиво поддерживались добрососедские, мирные отношения. Практически не было, как говорят сейчас, "пограничных конфликтов". Абазины в начале года небольшими группами направлялись в Грузию на сезонные полевые работы. Они поддерживали самые близкие отношения со своими соседями-абхазцами. Бжедуги дважды в год бывали в Кабарде, где для себя засевали поля, а осенью убирали урожай. Большую роль в торговле между грузинским и адыгским народами играли армяне, расселившиеся между адыгами. Все сказанное выше свидетельствует, что при всей раздробленности и разобщенности, на Северном Кавказе постепенно складывались условия, объективно способствовавшие укреплению добрососедских отношений и дружбы между его народами.










С присоединением Казани и Астрахани (1552-1556 гг.), границы России вплотную приблизились к Северному Кавказу. С этого времени стали налаживаться и укрепляться прочные связи северокавказских народов с Россией. Русское правительство, заинтересованное в укреплении своих южных границ от посягательств Крымского ханства и Оттоманской Порты, охотно шло на сближение с народами Северного Кавказа. Так, по просьбе князя Темрюка, русское правительство отправило в Кабарду в 1562-1563 гг. войска во главе с Плещеевым, а в 1565-1566 гг. с воеводами Дашковым и Ржевским. По приказу царя Ивана IV и по просьбе кн.Темрюка на Тереке у впадения в него р. Сунжи была возведена крепость Грозная ("...де пришед к Темрюку-князю город поставили и Темрюк де в городе сел, а хошет де с московскими людьми итти на Сибока и на Канука"). Несколько позже адыгские князья дали слово русскому царю не иметь никаких отношений с турками и татарами, о чем сообщает Трахов: "В январе 1588 г. делегация от имени кн.Камбулата и других кабардинских князей заверила царя Федора "не приставать к крымскому, турскому (т.е.турецкому) и к шевкальскому (т.е. к Шамхалу Тарковскому)". В начале XVII в. возобновились связи с Россией западных адыгов и абазин. В 1614 г. в г.Терки приезжал абазинский князь Карда-нуков, позже, в 1634 г., — представители темиргоевцев, абазин, кабардинцев, бесленеевцев. Они принесли присягу на верность Русскому государству. Знаменательно сообщение турецкого автора XVII в. Э. Челеби о том, что народы, жившие к северу от Эльбруса, в его время уже были подчинены московскому королю. Очевидно, он имел в виду карачаевцев — "Карачаеву Кабарду". Укрепление русско-адыгских отношений, строительство на Тереке русской крепости, разумеется, шло вразрез с планами Крыма и Порты, стремившихся покорить Северный Кавказ.



Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх