Одним из интереснейших аспектов истории Северного Причерноморья является история черкесов. На данный момент она не может похвалиться тем уровнем исследования проблем своей истории, как, например, Византия, Болгария, Русь и даже Крымская Готия. Также этому не содействуют фрагментарные сведения письменных источников.
С крушением Боспорского царства греческие и латинские источники уделяли значительно меньше времени истории черкесско-абхазских племен. Нужно сказать, что средневековый период истории черкесов интересовал немногих ученых. Задачей данного исследования является освещение взаимодействия черкесов с соседями в IV-XVII вв., а также освещение выхода из употребления одних этнонимов и замена их другими. Важно также проследить эволюцию и смену этноконфесиональных идентичностей. В нашу задачу не входит освещение отношений черкесов и Кабарды с Крымским ханством, поскольку это было сделано нами в соответствующем исследовании. Эпоха Великого переселения народов принесла значительные изменения в историю Кавказского региона. В степях на смену ираноязычным пришли тюркоязычные кочевники. Аланы же были вынуждены от кочевничества переходить к оседлости. В эту эпоху черкесские племена остались на своей территории. В источниках фиксировалось несколько черкесских этнонимов. Так, Константин Багрянородный упоминал о касахах, па-пагах и зихах. Он упоминал о деревне Сапахаси. А. Гадло считает, что Сапахаси можно отождествить с шапсугами. Папагия называлась византийским императором как область в Зихии. Нам представляется вероятным, что Папагия Константина Багрянородного - это территория расселения черкесского племени шапсугов. Обозначение зихи употреблялось византийцами и европейцами для обозначения всех черкесских племен.О древнем народе Сапахаси, живший до казаков и черкесов на Черноморском побережье
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
Подписаться