Категория "ЦIыхум и нэмыс" выражает безусловное право человека на уважение, независимо от возраста, пола, социальной или расовой принадлежности. Устанавливается, иначе говоря, персональное правовое поле личности, в которое не должен вторгаться никто. Говорят: ЦIыхум и нэмысыр хъумэ - "Береги намус человека" или ЦIыхум и нэмысыр умыкъутэ - "Не разрушай намус человека".
Осуждается всякое посягательство на честь и достоинство личности. Трудно переоценить социальную значимость данной категории. Этический иммунитет устанавливает равенство прав на элементарное уважение и признание каждого человека, будь то высокопоставленный чиновник, ребенок, кровный враг или нищий бродяга. Так формируется демократическая структура характера, в которой, по словам А. Маслоу, центральное место занимает "тенденция уважать любое человеческое существо лишь потому, что это человек" (Maslow 1954: 220). В русле подобной направленности, то есть с учетом и под контролем этического иммунитета, возникают, развиваются и действуют общепринятые правила взаимного обхождения - хабзэ, поддерживается определенный уровень или необходимый минимум этической законности. Акцентируя на этом внимание, обычно говорят: Адыгэ хабзэр лъэныкъуэрыуэкъым - "Адыгский (морально-этический) кодекс исключает дискриминацию".Этический иммунитет личности - ЦIЫХУМ И НЭМЫС
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
Подписаться